Изготовление музыкального инструмента

Деревня Шихово впервые упоминается писцовой книгой 1558 г. как собственность Саввино-Сторожевского монастыря. За монастырем деревня находилась несколько столетий до секуляризации церковных земель в 1764 г. Описание конца XVIII в. отмечает Шихово в составе "экономической" Покровской волости.

Она расположилась при впадении речки Островни в Москву-реку, через которую был устроен плотовый перевоз. На 33 двора приходилось 125 душ мужского и 144 женского пола. Крестьяне занимались сплавом леса по р.Москве, а зимой - его вывозом. По данным 1852 г. Шихово состояло в ведомстве Государственных имуществ. В 57 дворах деревни проживало 199 душ мужского пола и 206 женского, располагалась сельская расправа.

Начиная с конца XVIII в., здесь возникает производство деревянных музыкальных инструментов. По преданию, местный крестьянин Емельянов, работавший в Москве в гусельной мастерской, обучился там делать гитары и, вернувшись в Шихово, организовал их производство. Вскоре музыкальные инструменты начали изготовлять и в окрестных селениях. Особую славу среди музыкантов завоевали гитары шиховских мастеров Краснощекова и Полякова.

Статистика 1890 г. зафиксировала в Шихове 544 жителя, а согласно переписи 1926 г., здесь имелись 116 хозяйств, где проживал 601 человек, школа первой ступени, сельсовет. Через шесть десятилетий, перепись 1989 г. отметила в деревне 154 хозяйства и 406 постоянных жителей. В Новошихове было 19 хозяйств и 39 человек, в поселке Института физики атмосферы - 173 хозяйства и 400 жителей, и в поселке станции 192-й км - 15 хозяйств и 26 человек. В советское время в Шихово построили музыкальную фабрику.

Долгое время серийные гитары, балалайки и домры производимые на фабрике, были хорошего качества. Но к концу 90-х годов прошлого века ситуация резко изменилась. Качество стало так себе, количество производимых инструментов резко сократилось, и на фабрике начали делать мебель и ракетки.

Закрылась Шиховская фабрика гитар

Известная на весь Советский Союз Шиховская фабрика музыкальных инструментов под Звенигородом закрылась. Этот завод, в свое время один из лидеров по выпуску гитар (до нескольких десятков тысяч инструментов в год) оказался нерентабельным. В ближайшем будущем, по всей видимости, он будет снесен – уже сейчас земля вокруг отдана под постройку коттеджей. Возможно, это экономически правильное решение: в наше время никто не покупает заводские гитары отечественного производства, если есть возможность приобрести, например, недорогой испанский инструмент.

Однако не стоит забывать, что Шихово – своеобразный исторический памятник. В селе Шихово гитары, балалайки, домры производили с конца XVIII века. Качество их было таким, что о шиховских инструментах знали даже за границей. За гитарами мастеров Краснощекова и Полякова приезжали из Европы, даже из Испании. История массового производства музыкальных инструментов берет начало с 1929 года, когда в Шихово была построена фабрика. Мастеров-надомников пригласили руководить производством. К сожалению, даже если сегодня найдется инвестор, согласный возродить фабрику, сделать это будет нелегко: старое поколение мастеров уже умерло, а молодые разъехались в поисках заработка.

По материалам газеты «Аргументы недели» (№14 от 5 апреля 2007 г.)

Музыкальный момент.

Деревня Шихово от Москвы недалеко, по соседству со Звенигородом. Ничем особенным от прочих деревень не отличается, проезжая мимо, внимания не обратишь. Но именно сюда приехали мы, чтобы посмотреть, как рождаются балалайки и домры – задушевно звучащие шедевры, без которых нынче не может обойтись ни один оркестр русской народной музыки.

Предыстория дела такова: несколько лет тому назад видные деятели культуры, среди них были лауреаты Всесоюзных и международных конкурсов, заслуженные артисты, руководители специальных учебных заведений, громко заговорили о том, что мастерство наших исполнителей значительно переросло возможности музыкальной промышленности.

Другими словами, хорошим музыкантам не на чем играть. Кроме того, домры и балалайки, сошедшие с конвейера, не согретые прикосновением рук истинных художников, из-за своего непритязательного качества существенно снижали уровень обучения новичков, а зачастую просто-напросто отпугивали учащихся от занятий народной музыкой, ставя под угрозу дальнейшее развитие исполнительского искусства.

Балалаечникам и домристам все это было тем более обидно, что к тому времени Московская экспериментальная фабрика музыкальных инструментов начала выпускать концертные баяны «Юпитер», «Россия», «Аппассионата», которые позволили советским баянистам участвовать в самих представительных международных конкурсах. И не просто участвовать, а регулярно занимать призовые места, чаще всего первые....

Но здесь мы прервемся, чтобы вернуться к началу. Пришло время рассказать, как сами музыканты, отчаявшись, видно, заполучить в свои руки щипковые инструменты высокого класса, не только подняли тревогу, но вмешались в производственные дела, помогая преодолеть затянувшуюся перестройку. Один из этих беспокойных людей – заслуженный деятель искусств РСФСР, бывший многолетний директор училища им. Октябрьской революции Арам Николаевич Лачинов.

Это он первым пришел на фабрику с предложением организовать при ней группу надомников – потомственных звенигородских мастеров, умеющих делать домры и балалайки, о каких можно мечтать. Это он ходил по домам Звенигорода и окрестных деревень и убеждал умельцев делать не по десять балалаек и домр, а всего по три, но зато таких, которым можно было бы гордиться. Мастера поначалу покряхтывали и долго выясняли условия: кто будет давать материал, сколько станут платить.

Договорились так: первые инструменты готовят из материалов своего запаса и представляют экспертному совету, который оценит их. Когда после самой придирчивой приемки Федору Ильичу Симакову сказали, что его домра – создание изысканнейших форм, а когда объявили, что она стоит 250 рублей, все умельцы поняли: разговор о качестве вполне серьезный, можно браться за дело по-настоящему.

За прошлый год надомники дали фабрике 1300 инструментов, по качеству отделки и звучания несравненно выше тех, что выпускались раньше. Это, конечно, больше, чем ничего, и все равно маловато: спрос на них тоже огромный. Но увеличить количество надомников фабрика пока не может: не позволяют экономические нормативы, одинаково применяемые к производству балалаек на конвейере и к созданию подлинных произведений искусства, какими, по мнению специалистов, являются изделия шиховских мастеров.

Материал они используют дорогой, самые ценные породы дерева. Производительность у них невысокая, о количестве не думают, работают с ювелирной скрупулезностью, каждую домру «вылизывают» неделями. И хотя продукция надомников рентабельно, в сравнении с массовой она, конечно же, находится в более невыгодном положении. И баяны ручной работы – фирменная гордость музыкальной промышленности – тоже пока находится в зависимости от серийно выпускаемых инструментов, которые дают сейчас фабрике основную долю прибыли и потому сдерживают выпуск заказной продукции…

Газета «Известия» 14 июля 1977 г.

Арам Николаевич Лачинов - заслуженный деятель искусств РСФСРОб организации надомного производства на московской экспериментальной фабрике музыкальных инструментов.

В 1974 году вышло постановление Совета Министров СССР «О возрождении, сохранении и дальнейшем развитии народ-ного художественного промысла» и Главк Росмузпрома решил организовать на Московской экспериментальной фабрике музыкальных инструментов надомное производство по изготовлению высококачественных струнных народные инструментов для профессионального исполнительства. Музыкальная промышленность России не производила инструменты, которые отвечали бы требованиям профессиональных музыкантов.

Сольные и оркестровые народные инструменты, созданные мастером-художником С. И. Налимовым под руководством В.В. Андреева, а также инструменты советских музыкальных мастеров старшего поколения Бурова, Сотского, Савицкого, Грачева, Старикова оставались непревзойденными, уникальными. Дирекция МЭФМИ решила организовать надомное производство инструментов, которые по параметрам не уступали бы инструментам выдающихся мастеров старшего поколения.

Задача по организации эта была нелегкая, и практическое осуществление ее выпало на мою долю. В августе 1974 года мы вместе с моим братом С. Н. Лачиновым - профессиональным музыкантом-народником, отправились в деревню Шихово Одинцовского района Московской области, где музыкальное ремесло передавалось из рода в род. Вначале мы обратились к старейшему авторитетному мастеру Федору Ильичу Симакову, который помог нам, и за короткое время нам удалось познакомиться с замечательными династиями Симаковых, Стариковых, Шибаловых и другими мастерами из которых одиннадцать человек согласились сотрудничать с фабрикой.

Вот их имена: Симаков Ф. И., Симаков Б. И., Симаков А.И., Шибалов Н. И., Стариков А.И., Елистратов В. М., Летунов А. Я., Поляков В. В., Савельев М. И., Савельева М. И, Суров С. А. В конце августа 1974 года шиховские мастера прибыли в Москву на встречу с директором фабрики Гинзбургом А.К.

Мастера надомного производства МЭФМИ июнь 1975 г. Первый ряд: Елистратов В. М., Савельев М. И., Лачинов А. Н. (председатель экспертного совета фабрики), Симаков Ф. И., Шибалов Н. И. Второй ряд: Симаков А.И., Поляков В. В., Симаков Б. И., Летунов А. Я., Стариков А.И., Персяев Н. П. На первом совещании были определены задачи организуемого надомного производства, установлена месячная норма изготовления инструментов - 3 домры или балалайки в месяц для каждого мастера и одна гитара в месяц для гитарного мастера и гарантированная зарплата от 300 - 400 рублей за три инструмента высокого качества. Все одиннадцать шиховских мастеров были зачислены на постоянную работу в качестве музыкальных мастеров надомного производства фабрики.

Первый месяц работы - в сентябре 1974 года эта группа мастеров в составе 11 человек, предоставила фабрике 12 инструментов: 10 малых домр, 1 балалайка прима и 1 гитара шестиструнная.

Мастера постоянно находились в тесном творческом содружестве с экспертным советом фабрики, в который входили профессиональные музыканты, и, прислушиваясь к их советам, указаниям и требованиям, добились значительных успехов. Ежемесячно фабрика стала получать из Шихово все более качественные инструменты, получавшие высокие оценки экспертного совета, профессиональных музыкантов, а также Государственной комиссии, присуждающей инструментам «Знак качества».

ЕЛИСТРАТОВ ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ

ЕЛИСТРАТОВ ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ В. М. Елистратов родился он 12 апреля 1931 года в семье крестьянина в рязанской области. Отец, игравший на балалайке, привил ему любовь к русским народным инструментам. Виктор в восьмилетнем возрасте начал играть на балалайке, а затем стал самоучкой мастерить. Вначале отремонтировал свою балалайку, затем некоторые инструменты школьного оркестра, в котором играл 3 года. Увлекшись ремеслом, Виктор Михайлович в юношеские годы самостоятельно начал делать новые балалайки и снабжать ими своих сверстников.

После службы в армии, он переселился в деревню Шихово и с 1956 года начал работать на шиховской фабрике станочником, делал гитары, занимался разработкой разных новшеств и внедрением их в производство фабрики, а также изготовлением гитар и трехструнных малых домр в своей мастерской. На вопрос – кто был первым учителем, обучившим делать музыкальные инструменты, Виктор Иванович ответил: «Сама жизнь и любовь к народным инструментам научили меня делать близкие моему сердцу народные инструменты».

Добрым словом и с благодарностью вспоминает мастеров Сергея Сурова, Бориса Симакова, которые своими советами и консультациями помогали ему совершенствовать свое мастерство. В 1973 году он поступает на работу в музыкальную мастерскую производственного комбината ВХО в качестве надомного мастера. Жена Виктора Ивановича – Тамара Григорьевна много лет проработавшая на шиховской фабрике мастером по заготовке дек для серийных гитар, помогала своему мужу в его работе. В 1974 год, В. М. Елистратов становится мастером надомного производства МЭФМИ. К 1982 году В. М. Елистратов сделал около 600 различных сольных инструментов, из которых более 200 трехструнных малых домр и балалаек прим.

ЕМЕЛЬЯНОВ ИГОРЬ ВЛАДИМИРОВИЧ

ЕМЕЛЬЯНОВ ИГОРЬ ВЛАДИМИРОВИЧ И.В. Емельянов - яркий и универсальный музыкальный мастер по производству 3-х и 4-х струнных домр, балалаек от пикколо до контрабаса, гитар. Родился 8 марта 1930 года в деревне Шихово в семье потомственного музыкального мастера Владимира Павловича Емельянова. Отец делал домры, балалайки и гитары. Работал он дома и на Шиховской фабрике струнных щипковых инструментов. Мать - Мария Ивановна была членом колхоза "Парижская коммуна".

Дядя отца - Матвей Федорович Буров - один из наиболее известных мастеров из династии Буровых, более века занимающихся изготовлением мандолин, домр и балалаек. В 1959 году семья переехала в Голицино, а затем в Нахабино. С 9 лет Игорь помогал отцу в мастерской и присматривался к работе своего отца и родственников - братьев Сергея и Матвея Буровых, Евгения Грачева и других мастеров. В 17-ти летнем возрасте смастерил самостоятельно первую 4-х струнную домру.

С 1947 до 1974 год работал в ВХО. В 1974 года перешел надомным мастером МЭФМИ. За годы своей деятельности сделал более 2500 сольных и оркестровых инструментов. Многие из этих инструментов звучат в руках концертирующих музыкантов, в прославленных коллективах и отличаются высококлассным уровнем изготовления, красотой тембра и яркостью звука. И.В. Емельянов за высокое качество своих инструментов награжден бронзовой и серебряной медалями ВДНХ СССР и удостоен звания лауреата I Всероссийского конкурса музыкальных мастеров 1977 года.

ЛЕТУНОВ АНАТОЛИЙ ЯКОВЛЕВИЧ

ЛЕТУНОВ АНАТОЛИЙ ЯКОВЛЕВИЧ А. Я. Летунов родился он 17 ноября 1928 года в деревне Шихове Отец, по традиции, занимался музыкальным промыслом, делал народные инструменты. Анатолий окончил в 1944 году звенигородскую производственно-техническую школу, где получил специальность музыкального мастера 5-го разряда по изготовлению балалаек. Совершенствовал свое мастерство в домашней в мастерской у своего отца. В 1945 году Анатолий Яковлевич поступает на шиховскую фабрику.

Здесь он выполняет разные работы по изготовлению деталей народных музыкальных инструментов и делает самостоятельно балалайки и домры. В 1970 году поступает на работу в качестве мастера-надомника Московской экспериментальной мастерской Министерства культуры РСФСР и начал делать трех и четырехструнные домры от пикколо до баса.

В сентябре 1974 года А. Я. Летунов охотно присоединился к шиховским мастерам и стал работать на МЭФМИ.К 1982 году им было сделано более 600 инструментов, из них около 300 высококачественные трех и четырех струнные домры. Удостоен бронзовой медали ВДНХ СССР.


ПАВЛОВ ВИКТОР СТЕПАНОВИЧ

ПАВЛОВ ВИКТОР СТЕПАНОВИЧ В. С. Павлов родился он 2 января 1947 года в крестьянской семье в деревне Терехово Рузского района. Отец его Степан Семенович был бондарем и лесником. В 1963 году В. С. Павлов поступил на звенигородскую фабрику игрушек учеником слесаря. Он постоянно находился в среде музыкальных мастеров Звенигорода и Шихова, и у него появился интерес к музыкальному мастерству. Часто приходил в деревню Шихово к своему зятю музыкальному мастеру Полякову Юрию Васильевичу и стал у него учиться делать инструменты.

Первым инструментом, который он сделал, была альтовая балалайка. В 1971 году он поступил на Московскую экспериментальную музыкальную мастерскую в качестве музыкального мастера по изготовлению балалаек. С 1977 года стал надомным мастером МЭФМИ. Прислушиваясь к советам мастеров, он делал, переделывал, экспериментировал, и, в сравнительно короткий срок, смог стать музыкальным мастером, изготовляющим высококачественные балалайки.

К 1982 году Виктор Степанович сделал около 500 инструментов. Балалайки Павлова неоднократно демонстрировались на Всероссийских выставках, где высоко оценивались. В 1982 году Виктор Степанович был награжден бронзовой медалью ВДНХ СССР.

ПОЛЯКОВ ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

ПОЛЯКОВ ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ Ю. В. Поляков родился 22 февраля 1933 года в деревне Шихово в семье музыкального мастера Василия Тимофеевича Полякова. Отец его делал гитары. Вначале кустарничал дома, в своей небольшой мастерской, затем перешел на шиховскую музыкальную фабрику.

В годы Великой отечественной войны погиб. Дед его тоже был гитарным мастером. Юрий окончил начальную школу, в 14-летнем возрасте начал осваивать ремесло вначале у своего старшего брата, а затем на музыкальной фабрике.

Жена его – Зинаида Степановна тоже является музыкальным мастером, много лет работала на шиховской фабрике. В 1959 году Юрий Васильевич перешел в Московскую экспериментальную музыкальную мастерскую, где проработал надомным мастером 16 лет. В 1976 году он стал мастером-надомником МЭФМИ. К 1982 году Юрий Васильевич сделал 1125 различных сольных и оркестровых инструментов.


ПЫТИН МИХАИЛ ЯКОВЛЕВИЧ

ПЫТИН МИХАИЛ ЯКОВЛЕВИЧ М. Я. Пытин родился 2 января 1930 года в крестьянской семье, в деревне Щульгино Заокского района Тульской области. Отец его – Яков Егорович и мать Прасковья Алексеевна были членами колхоза им. Кирова. Михаил рано осиротел - отец его погиб на фронте. После службы на флоте М. Я. Пытин обосновался в деревне Шихово. В 1956 году он поступает на шиховскую музыкальную фабрику. Здесь в 26-летнем возрасте прошел шестимесячный курс обучения, затем стал мастером.

Учился делать самостоятельно четырехструнную домру приму. Его учителем был музыкальный мастер Александр Иванович Стариков, затем немалую помощь оказали мастера Симаков, Шибалов и другие. Так с 1966 года Михаил Яковлевич стал музыкальным мастером, самостоятельно изготавливающим четырехструнные домры примы. В 1978 году он стал работать мастером-надомником МЭФМИ и за 4 года своей работы изготовил 112 четырехструнных домр прим.

Жена Михаила Яковлевича – Валентина Дмитриевна тоже была музыкальным мастером на шиховской фабрике, на которой 34 года проработала мастером, выполняя различные операционные работы по изготовлению домр и гитар.

САВЕЛЬЕВ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ

САВЕЛЬЕВ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ М. И. Савельев Родился он в 1915 году, в семье рабочего – слесаря, в деревне Шихове. В школьные годы стал присматриваться к тому, как его старший брат Николай Иванович, (1902 г. р.), делает домры, балалайки, мандолины и гитары. В 1928 году вместе с братом поступил на работу в музыкальную мастерскую шиховского промколхоза.

В 1935 году он стал самостоятельно делать инструменты.

В 1947 году поступает на работу в Московскую экспериментальную музыкальную мастерскую Министерства культуры РСФСР, проработав там 23 года. За 35 лет своей самостоятельной работы он изготовил более 2000 различных сольных и оркестровых музыкальных инструментов. С 1974 по 1976 год - надомный мастер МЭФМИ.

Свое художественное ремесло Михаил Иванович передал своему сыну Владимиру Михайловичу 1952 года рождения. Владимир рано начал делать смелые эксперименты: сузил клец, пятку грифа и корпуса, расположенные под подгрифинником и этим самым улучшил игровые качества инструмента, создал условия для свободной игры на подгрифиннике балалайки до последнего лада.

В 1977 году он участвует в Всероссийском конкурсе мастеров изготовлявших народные инструменты, где был удостоен звания лауреата конкурса. В ноябре 1982 года уволился с фабрики в связи с переехал на новое место жительства.

САВЕЛЬЕВ НИКОЛАЙ ФИЛИППОВИЧ

САВЕЛЬЕВ НИКОЛАЙ ФИЛИППОВИЧ Н. Ф. Савельев родился в 1922 году в деревне Шихово. В 13-летнем возрасте увлекся мастерством шиховских музыкальных мастеров и начал активно осваивать это ремесло. Его учителями были Краснощеков В.И., Буров Ф.И. давшие знания по изготовлению трех и четырехструнных домр. С 1935 по 1940 год Николай Филиппович работал на шиховской музыкальной фабрике.

В годы Великой отечественной войны с 1941 по 1946 находился в рядах Советской армии. Имеет медали за оборону Москвы и за победу над гитлеровской Германией. По возвращению из армии поступил в московскую музыкальную мастерскую Комитета по делам искусства РСФСР.

Затем в 1959 году начал работать в музыкальной мастерской ВХО, а в сентябре 1974 года, с первых дней организации надомного производства по изготовлению музыкальных инструментов на Московской экспериментальной музыкальной фабрике.

За годы своей деятельности Николай Филиппович изготовил около 2000 домр. Продолжателем его дела является его сын Владимир Николаевич, работающий на МЭФМИ фабрике также надомником.


СИМАКОВ ФЕДОР ИЛЬИЧ

СИМАКОВ ФЕДОР ИЛЬИЧ Федор Ильич Симаков - яркий представитель знаменитых шиховских музыкальных мастеров-умельцев. Отец его - Илья Иванович (1880-1916) и дед - Иван Семенович Симаковы параллельно с крестьянским хозяйством занимались любимым музыкальным ремеслом. Делали они в основном гитары для частных магазинов Москвы, Горького, Иванова и излишки продавали на ярмарках. Жена Федора Ильича - Вера Яковлевна 40 лет работала на шиховской фабрике музыкальных инструментов, где выполняла ювелирные работу по мозаике и инкрустации народных музыкальных инструментов.

Её отец - Яков Игнатьевич 1890 года рождения, а также дед и прадед Шкунёвы тоже были музыкальными мастерами, изготовлявшими в основном семиструнные гитары. Федор родился в январе 1912 года в деревне Шихово. В 3-х летнем возрасте он лишился отца. Попечителем его был старший брат Иван Ильич – музыкальный мастер, ставший его первым учителем.

В 13-ти летнем возрасте, начал мастерить музыкальные инструменты. В 16-ти летнем возрасте он стал самостоятельно делать домры и мандолины. В 1928 году стал надомником артели звенигородского кооперативного музыкального товарищества. С 1929 года - музыкальный мастер шиховской фабрики организованной на базе кооперативной музыкальной артели, он был одним из активных организаторов этой фабрики. В период с 1947 по 1959 год он был начальников цеха серийных струнных народных инструментов.

В 1966 году он становится надомником Московской мастерской ВХО. Здесь он делает сольные и оркестровые 3-х и 4-х струнные домры, выполняя большой производственный план от 6-ти до 10-ти различных инструментов в месяц. С 1974 года - мастер-надомник МЭФМИ. За годы своей творческой деятельности он сделал более 1200 сольных и оркестровых инструментов. Сыновья его Вячеслав и Виктор являются достойными продолжателями дела отца.

СИМАКОВ АЛЕКСЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ

СИМАКОВ АЛЕКСЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ А. Г. Симаков родился он 13 марта 1926 года в деревне Шихове, в семье музыкального мастера-кустаря. Отец мастерил гитары. Окончил 4 класса шиховской школы. В детстве он увлекался музыкой, играл на хроматической гармошке. Судьба у него сложилась несколько иначе, чем у многих мастеров. После окончания школы Алексей Григорьевич стал работать учеником столяра на шиховской музыкальной фабрике и помогал отцу дома делать музыкальные инструменты. В 1942 году, в 16-летнем возрасте, начал делать на фабрике ящики для мин по военному заказу, работал столяром на московской судостроительной верфи.

В 1948 году он вернулся на шиховскую фабрику и стал гитарным мастером. Первым учителем был отец, который работал на фабрике и дома мастерил гитары. На фабрике Алексей Григорьевич научился делать серийные оркестровые балалайки. С 1967 года работает в Московской экспериментальной музыкальной мастерской, где начал делать концертные балалайки прима высокого класса. За 7 лет своей работы Алексей Григорьевич сделал 420 различных оркестровых балалаек, за такой же последующий период изготовил 265 высококачественных сольных концертных балалаек.

Его балалайки примы на ВДНХ СССР были награждены бронзовой медалью. Жена его – Зинаида Алексеевна, много лет проработавшая музыкальным мастером в цехах серийных музыкальных инструментов тоже является надомником. Их сын Виктор Алексеевич является продолжателем дела родителей.

СИМАКОВ БОРИС ИВАНОВИЧ

СИМАКОВ БОРИС ИВАНОВИЧ Б. И. Симаков - является активным и талантливым продолжателем благородного дела своего отца - Ивана Ильича, дяди - Федора Ильича, деда и прадеда Симаковах. Родился 24 января 1932 года в деревне Шихово. Отец работал музыкальным мастером на шиховской фабрике, был начальником цеха мандолин. В 1942 году погиб на войне. Борис в 1944 году поступил на фабрику учеником по обработке грифов музыкальных инструментов.

Первым учителем был родной брат Алексей, работавший также на фабрике. На фабрике он освоил изготовление всех деталей инструментов, работая мастером мандолинного и гитарного цеха. С 1962 становится мастером экспериментальной мастерской Министерства культуры РСФСР, а с сентября 1974 года становится мастером-надомником МЭФМИ. К 1984 году им было сделано 1500 сольных и оркестровых инструментов, в том числе 300 сольных концертных балалаек. Б. И. Симаков – лауреат I Всероссийского конкурса музыкальных мастеров 1977 года, награжден бронзовой медалью ВДНХ СССР за трехструнную домру.

СИМАКОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

СИМАКОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ А.И. Симаков, как и старший его брат, Борис Иванович, является активным продолжателем благородного дела большой династии Симаковых. Родился Александр 17 марта 1939 года в деревне Шихово. Отец Иван Ильич и мать Ирина Николаевна были членами колхоза «Парижская коммуна». Отец занимался по наследству изготовлением народных музыкальных инструментов в своей домашней мастерской. Затем поступил в шиховскую музыкальную фабрику в качестве музыкального мастера и впоследствии стал начальником цеха мандолин.

Погиб в 1942 году на фронте. Саша перешел на попечение матери и двух старших братьев Алексея и Бориса, окончил 7 классов средней школы Звенигородского района. В16 лет поступил на шиховскую фабрику музыкальных инструментов в качестве ученика поделки и шлифовки гитарных грифов. С 1966 года, одновременно с работой на фабрике начал делать самостоятельно трехструнные малые домры под руководством своего старшего брата Бориса Ивановича.

После полугодовой учебы, поступает мастером на Московскую экспериментальную музыкальную мастерскую Министерства культуры РСФСР. За 7 лет работы он сделал около 400 трехструнных домр. Домры эти были среднего качества. В 1974 году переходит на МЭФМИ. Уровень мастерства его значительно вырос, на первое января 1982 года им изготовлено около 300 трехструнных малых домр высокого класса. А.И. Симаков является Лауреатом первого Всероссийского конкурса музыкальных мастеров 1977 года.

СТАРИКОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

СТАРИКОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ А.И. Стариков родился он 24 сентября 1931 года в деревне Шихове. Отец – Иван Константинович всю свою жизнь был музыкальным мастером, унаследовавшим это ремесло от отца. Делал он домры, балалайки, гитары вначале дома, а потом на шиховской фабрике музыкальных инструментов, где долгие годы был ведущим музыкальным мастером. Александр с юных лет стал приобщаться к интересной, увлекательной профессии отца.

В 1947 году, окончив 7 классов средней школы Одинцовского района, он поступил на шиховскую фабрику учеником на конвейере по домрам и гитарам, а по истечению четырех месяцев он перешел на самостоятельную работу по изготовлению разных деталей для инструментов. Отслужив 3 года в армии, с 1955 года начал работать мастером музыкальной мастерской производственного комбината ВТО. С сентября 1974 года Александр Иванович в числе первых шиховских мастеров-умельцев стал мастером-надомником МЭФМИ.

Он постоянно экспериментировал, повышал свое мастерство, отличался целеустремленностью. Его сольные трех и четырехструнные домры и балалайки высокого класса для профессионального исполнительства, высоко оценивались экспертным советом фабрики. За все годы своей самостоятельной творческой деятельности Александр Иванович сделал более 2000 различных инструментов.

УСТИНОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

УСТИНОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ А.И. Устинов родился он в 1949 году в городе Звенигороде. Отец его Иван Дмитриевич Устинов кустарничал в основном дома, делал он все народные инструменты входящие в состав домрово-балалаечного музыкального оркестра, а также мандолины. Несколько лет он был инструктором Звенигородской двухгодичной музпрофтехшколы по подготовке кадров для производства музыкальных инструментов. Мать Клавдия Васильевна была домохозяйкой.

Александр по окончании 8 классов школы, пристрастился к отцовскому ремеслу и стал балалаечным мастером. С 1970 года начал работать в музыкальной мастерской ВХО в Москве, в 1976 году он переходит на постоянную работу в качестве надомного музыкального мастера МЭФМИ. В 1977 году Александр Иванович принял участие в первом Всероссийском конкурсе музыкальных мастеров народных инструментов и гитар. На этом конкурсе балалайка Устинова заняла призовое место, и он получил звание лауреата. К 1982 году сделал около 500 балалаек, из них 100 были признаны высококачественными и рекомендованы для профессионального исполнительства. Особенно высоко ценятся его балалаечные басы и контрабасы. Жена Александра Ивановича Татьяна Ивановна вместе с ним работает надомным мастером на фабрике.

УЧАСТНОВ АНАТОЛИЙ ПАВЛОВИЧ

УЧАСТНОВ АНАТОЛИЙ ПАВЛОВИЧ А. П. Участнов родился 30 января 1939 года в деревне Белозерово в семье музыкального мастера. Отец Анатолия – Павел Николаевич делал отличные гитары, трех и четырехструнные оркестровые домры, балалайки. Вначале работал дома, затем был инструктором ПТУ Звенигорода по изготовлению музыкальных инструментов. С первых дней Великой отечественной войны и до 1947 года служил в рядах Советской армии. С 1947 работал в деревня Аляухово в музыкальной мастерской в качестве музыкального мастера.

С 1952 по 1955 работал на шиховской музыкальной фабрике надомником. Позже и до конца своей жизни работал он надомником в музыкальной мастерской ВХО. У Анатолия Павловича был музыкальным мастером не только его отец, но и дед по отцу, дед по матери, дядя по матери и три дяди по отцу. Анатолий по окончании 7-летней покровской средней школы решил стать профессиональным мастером. Учителем и наставником был его родной отец.

Первый год своей самостоятельной работы Анатолий Павлович работал в музыкальной мастерской ВХО, затем в 1976 году поступил на МЭФМИ мастером надомного производства и стал специализироваться по трехструнным малым домрам. За 7 лет своей работы на фабрике А. П. Участнов сдал фабрике более трехсот отличных малых домр. Он привлек к своему ремеслу жену свою – Валентину Михайловну и сына Юрия, которые также стали музыкальными мастерами.

Кроме того Анатолий Павлович передал свое мастерство еще трем любителям народного творчества: Сергееву Евгению, Капитонову Александру и брату своему Участнову Михаилу, которые стали мастерами надомного производства фабрики.

ФЕДОРОВ НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ

ФЕДОРОВ НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ Н. А. Федоров родился он 16 декабря 1925 года в деревне Шихове в крестьянской семье. Мать была домохозяйкой, отец был музыкальным мастером-надомником, делал различные домры, которые сдавал на Московскую фабрику музыкальных щипковых инструментов. Николай окончил 7 классов Саввинской общеобразовательной школы. С юных лет у него появился интерес к музыке, самоучкой научился играть на гармошке и с 1941 года научился делать музыкальные инструменты.

Первым учителем и наставником был его отец. Балалайка прима была первым инструментом, сделанным Николаем самостоятельно. В 1975 году Николай Андреевич поступает на работу в качестве музыкального мастера-надомника на МЭФМИ. За все годы своей деятельности Николай Андреевич сделал около 2500 различных сольных и оркестровых домр и балалаек. Николай Андреевич лауреат I Всероссийского конкурса музыкальных мастеров. Его альтовая домра заняла на конкурсе второе место.

За время работы на фабрике в качестве надомника Николай Андреевич обучил свою дочь и зятя – Шведова Александра Павловича делать трехструнные домры и они успешно работают на фабрике надомниками, являются продолжателями благородного дела своего учителя и наставника Николая Андреевича Федорова.

ФИЛИППОВ НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ

ФИЛИППОВ НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ Н. С. Филиппов родился 9 сентября 1930 года в семье музыкального мастера в деревне Шихове. Отец Семен Михайлович работал музыкальным мастером на шиховской фабрике, делал гитары.

Мать Александра Александровна была членом колхоза «Парижская коммуна». Николай начал рано присматривался к работе своего отца и помогал ему. По окончанию учебы в школе и училище в 1947 году поступил на шиховскую музыкальную фабрику, где делал четырехструнные домры и мандолины.

После службы в армии восстановился на шиховской фабрике, через год ушел в совхоз работать шофером. В 1959 году поступает в музыкальную мастерскую производственного комбината ВХО мастером, где делает, в основном, трехструнные малые домры. В 1975 году перешел на работу на МЭФМИ.

За время своей деятельности Николай Семенович сделал 1130 различных сольных и оркестровых трех и четырехструнных оркестровых домр. Жена Николая Семеновича – Анна Филипповна также является музыкальным мастером. Продолжателем дела Николая является его старший сын Анатолий Николаевич.

ХРОМОВ ВИКТОР ИВАНОВИЧ

ХРОМОВ ВИКТОР ИВАНОВИЧ В. И. Хромов – яркий, талантливый и универсальный музыкальный мастер. Родился в 12 марта 1932 года в деревне Капотня Ухтомского района МО в семье музыкального мастера Ивана Ефимовича Хромова. Родовая семья Хромовых долгие годы проживала в деревне Шихове. Здесь Виктор окончил начальную школу и 2 класса вечерней школы рабочей молодежи в период своей работы на шиховской фабрике.

С 13 лет он начал учится и работать на шиховской музыкальной фабрике, где с 1945 по 1955 находился на разных операционных работах: выпиливал из фанеры деки для мандолины, обрабатывал головки инструментов и приклеивал их к грифам, работал на сборке корпусов мандолин, затем трех, четырехструнных домр.

Здесь на фабрике, он многое познал и стал мастером по изготовлению инструментов. Возвратившись из армии, он поступил в музыкальную мастерскую ВТО в качестве мастера по трехструнным малым домрам. Здесь большую помощь оказал ему опытный шиховский мастер Сергей Александрович Суров.

После реорганизации мастерской ВТО и передачи ее в систему ВХО, образовалась новая музыкальная мастерская производственного комбината ВХО, куда он перешел на работу в той же должности. В январе 1975 года поступил на Московскую экспериментальную фабрику в качестве мастера-надомника.

До 1982 года Виктор Иванович сделал около 1600 различных сольных и оркестровых инструментов. Виктор Иванович Хромов является ветераном надомного производства фабрики. В 1965 году он был награжден бронзовой медалью ВДНХ СССР, а в 1982 серебряной медалью за домры, получившие высокую оценку. Жена Виктора Ивановича – Нина Павловна также трудится на фабрике.

ШИБАЛОВ АНАТОЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ

ШИБАЛОВ АНАТОЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ А. Н. Шибалов является продолжателем дела своего отца - Николая Ивановича. Анатолий родился 28 апреля 1941 года в деревне Шихове. Мать Клавдия Ивановна была членом колхоза «Парижская коммуна» и долгие годы работала на шиховской музыкальной фабрике.

Получив знания от отца, Анатолий Николаевич в 1959 году поступает на шиховскую музыкальную фабрику в качестве мастера по сборке мандолин. С 1961 по 1964 служит в рядах Советской армии.

В 1964 поступает в Московскую музыкальную мастерскую художественного комбината ВХО. В январе 1975 переходит на постоянную работу на МЭФМИ в качестве мастера-надомника. Анатолий Николаевич имеет ряд похвальных почетных грамот за успехи и достижения в области изготовления народных музыкальных инструментов.

За 18 лет своей самостоятельной производственной творческой деятельности сделал около 700 различных народных музыкальных инструментов. Вместе с Анатолием Николаевичем работает и его жена Таисия Васильевна.


ШИБАЛОВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ

ШИБАЛОВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ А. Н. Шибалов- младший брат Анатолия Шабалова, и прололжатель дела своего отца, учителя и наставника Николая Ивановича Шибалова. Александр родился 18 января 1946 года, получил 8-классное общее образование. Окончил Звенигородскую музыкальную школу по специальности баян-аккордеон. С 1962 по 1965 год работал баянистом в Доме культуры, но традиции династии музыкальных мастеров- Шибаловых взяли верх и Александр решил учиться искусству изготовления трехструнных малых домр.

Первым учителем был его отец. С 1965 по 1972 год – служил в армии, а по возвращению из армии поступил вначале на шиховскую фабрику, затем перешел на работу в музыкальную мастерскую ВХО. С 1974 году работает мастером- надомником МЭФМИ. Александр Николаевич является лауреатом I Всероссийского конкурса музыкальных мастеров. За все годы своей деятельности сделал более 700 различных оркестровых и концертных инструментов. Жена Александра Николаевича – Наталья Владимировна также работает на фабрике музыкальных инструментов.

ШИБАЛОВ ЕВГЕНИЙ СЕРГЕЕВИЧ

ШИБАЛОВ ЕВГЕНИЙ СЕРГЕЕВИЧ Е. С. Шибалов родился 20 июля 1936 года в деревне Шихове в семье потомственного музыкального мастера. Его отец, дед и прадед были шиховскими музыкальными мастерами-умельцами и делали в основном семиструнные гитары. Мать Евдокия Васильевна была членом колхоза. Евгений Сергеевич получил 8-классное общее образование. Первым его учителем был его отец. В 1956 году Евгений Сергеевич поступил на шиховскую музыкальную фабрику. Здесь он проработал до 1957 года.

По возвращении из армии в возрасте 20 лет он поступает в музыкальную мастерскую производственного комбината ВХО в качестве музыкального мастера по изготовлению трех и четырехструнных домр. Из его рук выходили здесь добротные инструменты, которые пользовались в музыкальных заведениях большим успехом. После 16-летней работы в мастерской ВХО в январе 1975 года перешел на МЭФМИ в качестве мастера-надомникаК 1982 году Евгений Сергеевич сделал 1585 сольных и оркестровых трех и четырехструнных оркестровых домр. Жена его Галина Сергеевна тоже является музыкальным мастером.


Источник: http://www.balalaika-master.ru/festival/VII/memories/1/


Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Духовые музыкальные инструменты Википедия Поделки для бабушек на 8 марта

Изготовление музыкального инструмента

ИНВАСК - Музыкальное оборудование и инструменты

Изготовление музыкального инструмента

Финно-угорский мир Мастерская Крезь

Изготовление музыкального инструмента

Гитарное Дело - Part 3

Изготовление музыкального инструмента

Ссылки на сайты о народных инструментах

Изготовление музыкального инструмента

Гусли. История древнего инструмента

Изготовление музыкального инструмента

Мастерская исторических и народных музыкальных

Изготовление музыкального инструмента

Cached

Изготовление музыкального инструмента

Изготовление музыкального инструмента

Дизайн прихожей в панельном доме. 104 фото

Изготовление музыкального инструмента

Дома из бревна. Строительство бревенчатых домов



ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ